четверг, 8 ноября 2018 г.

Passenger. Концерт против правил.



Есть у меня правило - ходить на концерты только тех исполнителей, чей репертуар я знаю хотя бы на 80%.

Пару незнакомых песен за концерт можно в себя впустить, но не более. Иначе становится сонно, скучно и неинтересно. Такой мой личный опыт.

Не так давно, блуждая по приложению ticketmaster я увидела концерт Passenger,  и во мне щелкнуло “о, я его знаю!”

Well you only need the light when it's burning low
Only miss the sun when it starts to snow..
Only know your lover when you let her go..
And you let her go...

Вспомнилась еще одна очень неплохая песня, которую мне в свое время подкинул youtube - Wrong direction. Думаю, молодой душевный исполнитель, наверняка если не первый, то второй альбом, надо поддержать.. Как-то сразу выстроилась параллель с Hozier - на его концерте-презентации первого альбома я была в апреле 2015 года и это был совершенно волшебный опыт - и музыка, и сам Hozier, и зал, и прогулка по вечернему Сан Франциско мимо Grace Cathedral с его разноцветными витражами, освещенными изнутри таинственным мягким светом. Решено, иду! Подговорила маму составить мне компанию, в тот же вечер взяла два билета.

К концерту нужно подготовиться - послушать тот самый альбом, который автор презентует, подучить тексты. Я за тем и хожу на концерты, чтобы петь, что есть силы. И в Google Play, вместо одного обнаруживаю 10 альбомов Passenger. Ooops.. Явно я со всеми не справлюсь, за оставшиеся пару недель.. Скачала один альбом, поставила себе в машине и поняла, что так просто, на ходу мне и его не осилить - бесспорно красивые в прекрасном исполнении, но длинные и медленные песни, с большим количеством текста, в который надо вслушиваться... Рискну, пойду на концерт без знания “матчасти”.

И вот день концерта, во мне просыпается мое ленивое диванное альтер-эго: “Аня, куда ты надумала ехать? Наверняка в не самый приятный район Сан Франциско, по темноте. Не понятно, что еще за концерт будет. Оставайся дома. Ноут, чаек, киношка..”

Стоит отметить, что при всей моей любви к прекрасному городу Сан Франциско, отдельные его районы мне посещать не нравится не то, что ночью, но и днем. Район концертного зала Fillmore был мне незнаком, но то, что поиск парковки в интернете выдал мне несколько вариантов с настораживающим словом creepy в комментариях (которое я переведу нелитературным словом “стремный”) - придало определенный градус настроению. Еще большей остроты добавили припаркованные возле здания полицейские машина и мотоцикл и целая бригада людей, которые проверяли пришедших на концерт с помощью металлоискателей, осматривали сумки и карманы. В общем, это нормальная практика, на большинстве концертов досматривают, но холодок по спине пробежался.

Денс хол Fillmore - заведение со своей атмосферой и историей. Залу более 100 лет и это очень ощутимо по его явно потрепанному виду, плюс темные краски интерьера,  психоделические постеры, хрустальные люстры. Сразу на входе - пожалуйста, бар. Это тоже стандартная практика американских концертов. Даже официанты ходят и разносят спиртное.  

И вот ровно в 8 на сцену выходит парень в голубой рубашке с гитарой. Если бы у него была борода, которая, я знаю точно есть у Passenger - я бы сказала - ну ничего себе, начали концерт как по нотам, в заявленные  8:00. Но парень начинает с того, что представляется: “Я Ken Yates, канадский исполнитель, я в туре вместе с Passenger” и начинает петь. И сразу становится понятно, что на концерт мы приехали совершенно не зря. Зал охватывает невероятно приятная атмосфера, то ли от сочетания голоса и гитары в очень чистом звучании, то ли от очень мелодичной песни, то ли от общего очень радушного настроя публики. После каждой песни Кен рассказывает какую-то историю, от которой зал заходится смехом - как будто мы на съемках ситкома или на stand up comedy.

- Две недели назад я женился, и сейчас должен был быть на своем медовом месяце в Новой Зеландии. Но за пару недель до свадьбы мне позвонил Passenger и пригласил с собой в тур. Я подумал минут 10, позвонил своей невесте и сказал: “Ты знаешь как прекрасен Висконсин в это время года?”

Следующая песня. С тонкой самоиронией и юмором, Кен рассказывает историю, о том, как он жил в Нью Йорке непродолжительное время, и как этот город быстро направил его задницу назад в Ванкувер. О соседях по комнате - таких же начинающих музыкантах, которые теперь живут, кто с мамой, кто с бабушкой, так что он, Кен, на их фоне даже преуспел. Каждая фраза - взрыв смеха.

Ровно через 30 минут своего выступления Кен прощается, сказав напоследок:

- Вау, ребята, я уже 10 лет выступаю по барам и клубам, это вершина моей карьеры. Прошлый раз в Сан Франциско, я выступал на заднем дворе итальянского ресторана (смех аудитории), а сейчас - в таком прекрасном зале перед вами. Спасибо! До встречи!

С Кеном даже жалко прощаться. Отчетливо ощущается, что несмотря на весь его непростой путь бесспорно талантливого, но уже не совсем молодого, и все еще никак не известного музыканта, у него нет никаких сожалений по поводу своего жизненного выбора - он явно занимается тем, что любит.

Passenger-а пришлось ждать еще полчаса, что мне лично, не понравилось, потому что в зале становилось все больше людей и все меньше воздуха. Зато была возможность рассмотреть публику - обычные люди, абсолютно разных возрастов - от 60+ до совсем юных, по ощущениям - равное количество женщин и мужчин. Болтают, пьют, делают селфи.

И вот, когда мое трепетное ожидание приятного выступления почти окончательно переросло в раздражение от ноющей спины, ощущения потраченного зря времени и понимания, что домой мы вернемся очень поздно, все в той же темноте и через тот же стремный райончик Сан Франциско, на сцену вышел сам Passenger.

Опять же, издалека людям с плохим зрением могло бы показаться, что вернулся товарищ Ken, только с бородой и кудрями, и с такой же гитарой. Настолько они схожи и внешне и по содержанию своего выступления - рубашка, гитара, на фоне пустой темной сцены. Разве что в руках кроме гитары Passenger держал бокальчик жидкости янтарного цвета. “Чистый яблочный сок. Шотландский. Одна из причин, по которой я так часто езжу в Шотландию”

Passenger начинает перебирает струны, и атмосфера в зале становится еще более теплой и насыщенно приятной.  

- Скажу сразу, для тех, кто думал, что Passenger - это группа из нескольких музыкантов, виртуозно играющих на разных инструментах - это не так. Passenger - это я и моя гитара. Для тех, кого это не устраивает - простите ребята, деньги за билеты вам уже не вернут.

Зал смеется и аплодирует. Всех песен от начала и до конца никто не знает, но зал подпевает как может. После каждой песни - рассказ, история, обращение к публике. При всей ожидаемой мягкости исполнения - поет Passenger очень громко, с сильной подачей, а по струнам бьет еще более сильно и эмоционально.

Спел очень личную песню о своих прародителях и их нелегкой жизни в бегах от нацистов и жизни на разных континентах в поисках лучшей жизни, и в конце песни зал погрузился в тишину, а сам Passenger повернулся спиной к залу и явно вытирал слезы. Спел песню о бездомном Девиде, с которым он познакомился на лестнице хостела в Шотландии. Спел свой кавер на Silence, Simon and Garfunkel. В самом начале песни, когда уже было понятно, что это за песня, он пошутил: “Это моя самая новая песня”. А в конце: “Конечно вы поняли, что это не моя новая песня. Я уже много лет пою ее и много лет рассказываю эту глупую шутку, но однажды после концерта ко мне подошел паренек лет 15 и сказал, что эта моя новая песня просто офигенная и она сделает меня знаменитым. Если встретите этого паренька, ему сейчас должно быть лет 20, если он все еще думает, что эта песня моя - не разубеждайте его”.

- А сейчас я спою песню Survivor. Только не путайте с песней Destiny’s Child. Меня всю мою карьеру путают с Beyonce.

И начинает играть одну из песен Destiny’s Child. После того, как толпа отсмеялась, уже играет свою песню. Ох уж этот тонкий британский юмор. Я даже не помню, когда я в последний раз столько смеялась за один вечер. А выступление длилось всего час с небольшим.

Для меня лично, самой яркой песней концерта стала песня I hate. Вначале Passenger попросил всех подпевать, благо у песни такой легкий припев “ла-ла-ла-ла” и отрепетировав его, продолжил.

- Я знаю, каково это прийти на концерт в воскресенье вечером. Вначале думаешь, что идешь на группу, а тут один чувак с гитарой. Потом ждешь когда же этот чувак выйдет на сцену, а теперь он еще просит подпевать. Но я вас прошу, поддержите меня в этом.

И началась песня-гимн против фальши, неуважения, абсурда современных реалий - против расизма, ничего не значащей дружбы на фейсбуке, ботокса отказывающихся принимать факт старения голливудских звезд, навязывания детям стандартов красоты и маркетинга вредных продуктов. После каждой фразы - острый и яркий комментарий, за каждым из которых - взрыв смеха и одобрения.  В конце песни даже был упомянут нынешний американский президент в совсем не лестном контексте. Зал в восторге. La, la, la, la!!!

Конечно же звучит Let Her Go вместе с историей о том, как много лет он был уличным музыкантом, играл где придется - на улицах, в барах, клубах, ресторанах и уже совершенно потерял надежду на какой-либо успех, когда с ним случилась эта песня, которая совершенно неожиданно, оказалась такой известной и такой значимой для многих людей. И хотя эта песня - самая популярная, и ее зал подпевал, уверенно зная все слова и во весь голос, она совершенно не перекрыла собой остальные песни. Если бы Passenger ee не сыграл - концерт вряд ли бы стал хуже.

И еще одна песня, о которой не могу не сказать. Scare away the dark. Просто послушайте ее. Она прекрасна. Особенно фраза  We should stare at the stars and not just the screens (наш взгляд должен быть прикован к звездам, а не только к нашим экранам).

С концерта я уходила с состоянии совершенной окрыленности, глубокой благодарности и любви ко всему миру. Моя мама уходила с концерта в не меньшем восторге, даже при том, что о таком исполнителе она еще неделю назад не знала, и очень приблизительно понимала о чем он говорил со сцены. И еще одно подтверждение полученного сильного впечатления -  этот текст был написан с молниеносной скоростью, после года затишья, в который я вяло терзаю три бессвязных черновика и ни прихожу ни к какому результату.

С концерта мы ушли, не дожидаясь биса. По моему опыту в Америке, звезды редко выходят на бис, выступают свои час с хвостиком, загорается свет и все расходятся. Есть у меня сильное подозрение, что бис таки был. Но свою “вишенку на торте” мы все же получили. На выходе из зала, стоял огромного размера и сурового вида темнокожий мужчина средних лет. Обычно в фильмах такого типажа мужчины стоят на входе в ночной клуб и не пропускают главного героя. Этот мужчина стоял совершенно неожиданно рядом с огромной корзиной ярко-красных блестящих яблок: “Берите яблоки! Угощайтесь!” и дарил улыбки и пожелания прекрасной ночи в ответ на “Спасибо” от всех, кто яблоками угощался.

На такие концерты и нужно ходить. Настоящие, честные, неожиданные. Где исполнитель сам пишет тексты и музыку - от души, искренне и со смыслом. Когда им движет не столько коммерческий успех, а творчество, созидание, смелость, страстная любовь к своему делу, которым он не может не заниматься как бы это ни противоречило здравому смыслу и устоям общества. И мне кажется во мне даже зажглась какая-то искра, о которой я давно забыла.

Комментариев нет:

Отправить комментарий