Познавать страну через еду - это целое приключение, которое сопровождается огромным количеством сюрпризов и открытий:
1. Так же, как и с запахами, с первых дней Америка удивила меня поразительной насыщенностью и интенсивностью вкусов. Сладкое – очень сладкое. Соленое – очень соленое. Уж не знаю откуда взялся стереотип, что вся еда в Америке – безвкусная, в моем личном опыте, каким бы ни был продукт на вкус – этот вкус будет сильным и ярко выраженным.
2. Помимо того, что вкусы сильные и ярко выраженные, они еще и в большинстве своем очень сильно отличаются от привычных. Первая бутылка красного калифорнийского вина шокировала каждый вкусовой рецептор – мы так и не поняли, хорошее это было вино или плохое. Оливки – мягкие, маслянистые и очень специфические на вкус. Хлеб в большинстве случаев – сладкий, а если не сладкий, то кислый. Майонез оказался категорически несъедобным и стремительно покинул наш рацион (чему я очень рада). У сливочного масла тоже были все шансы постигнуть участь майонеза, но перепробовав около десятка видов – от немецкого до вологодского (да-да, здесь такое тоже есть), все-таки удалось найти одно-единственное, которое не так сильно напоминает по вкусу маргарин. Молоко прижилось только органическое, и только одной конкретной марки. Зато порадовали стейки. И клубника – крупная, сочная, удивительно сладкая. И арбузы, не столько вкусом, сколько тем, что в них нет косточек. И руккола – которая продается просто как укроп на украинском рынке – т.е. в очень большом количестве и за недорого. И свежайшие нежнейшие авокадо. И разноцветные помидорки черри. И манго, и груши, и малина – потому что доступны круглый год. Многие продукты меня удивляют до сих пор – креветки продаются уже готовыми, бульон – в жестяной банке (покупать не собираюсь, но удивляет само наличие подобного продукта), сливочное масло – с добавлением соли, сухие пластинки бекона в картонных коробках и т.п.
3. У покупателя есть огромный выбор. Поход в магазин поначалу казался мне тренировкой концентрации внимания, т.к. от многообразия и количества всего разбегаются глаза.
Первое что бросается в глаза - удовлетворяются все особенные потребности покупателей – опции еды без аллергенов или непереносимых элементов типа глютена или лактозы. О том, что такое глютен (белок, входящий в состав многих зерновых культур, становится все более распространенным аллергеном), я узнала только здесь. Также учитываются предпочтения относительно жирности продуктов – чаще с сильным сдвигом к полной обезжиренности, проще найти йогурт нулевой жирности, чем 2%.
![]() |
На полках мексиканского магазинчика. Росийский ржаной хлеб - один из немногих не кислых и не сладких видов хлеба. Сгущенка. Творог. Печенья харьковской бисквитной фабрики. |
Второе – на полках магазинов отражается вся многонациональность Калифорнии. В крупных магазинах есть целые отделы hispanic food – латиноамериканской еды, со всевозможными видами лепешек для тако и фахитас, десятки видов начос, бобов, риса, соусов и специй. Продаются даже листья кактусов. Продукты азиатской кухни можно купить в специальных магазинах, перешагнув порог которых оказываешься в Китае и чувствуешь себя презренным белым туристом. Зато какая в этих магазинах продается рыба! И десятки видов лапши! Ну и всякая экзотика типа розовых яиц и курятины черного цвета. Наши соотечественники тоже не в обиде – мексиканские магазинчики заботливо приютили у себя и гречку, и селедку, и печенье харьковской бисквитной фабрики, и подсолнечное масло «Чумак», и зефир, и «семечки советские», и даже консервированный салат оливье в банках, и еще много чего.
Третье – комфорт покупателя. Кажется, все продукты продаются в таком виде, чтобы минимизировать время человека на кухне. Мясо уже расфасовано под блюдо, его даже резать не нужно, пармезан можно купить и твердый, и shaved (порезанный хлопьями), и тертый. Миндаль –жареный, почищенный, нарезанный пластинками, измельченный. Грибы – помытые и расфасованные, или даже помытые, расфасованные и порезанные. Зелень – «помыта 5 раз и готова к подаче на стол». Продаются даже целые наборы для фуршетов или барбекю – помидорки черри, почищенная морковь, порезанные сельдерей и брокколи – просто сними пленку и ставь на стол.
И четвертое – просто неописуемое богатство выбора. 60 видов хлеба – это не шутка. Я считала. Любой продукт представлен в огромнейшем количестве вариаций упаковок, сортов и видов.
4. Питаться в Калифорнии можно крайне нездорово. Для этого есть огромнейшее количество фаст-фудов, потрясающее разнообразие всевозможных химических продуктов, взращенных на синтетических удобрениях, обильно насыщенных кукурузным сиропом, сахаром, транс-жирами, ГМО, гормонами, антибиотиками и прочими достижениями химической промышленности.
![]() |
Широчайший выбор сухих смесей для выпечки |
Впечатляют целые аллеи чипсов и попкорна, самых разнообразных полуфабрикатов – от пиццы, лазаньи и фрикаделек до «здоровых» курицы с брокколи и блюд японской, китайской и мексиканской кухни, и калейдоскоп разноцветных соусов, сиропов, хлопьев, сладостей - от всевозможных печений и пирогов до сотни видов сухих смесей для выпечки.
По данным исследования Стэндфордского университета за 2012 год каждый американец употребил в пищу около 130 фунтов сахара, это почти 5 кг сахара в неделю или 600 грамм сахара в день. Я бы ни за что не поверила в эту цифру, если бы не видела полки супермаркетов и не пробовала некоторые продукты. Сладкое все: ветчина – потому что с медом, бекон – потому что с кленовым сиропом, хлеб, молоко, огромное количество газированных напитков и соков, а сами сладости настолько сладкие, что совершенно отчетливо осознаешь, насколько они вредны для здоровья. Кстати, самая любимая сладость Америки – это печенье Oreo – самое продаваемое печенье с момента его выпуска в 1912 году.
![]() |
Любимое печенье Америки. В ресторанчиках даже дессерты делают со вкусом Oreo, а фильм в кинотеатре удобно смотреть со стаканчиком мини-печенек. |
5. Питаться в Калифорнии можно очень здоровой и вкусной пищей, и находиться она будет буквально на соседней полке в супермаркете или в кафе по ту сторону улицы, или просто на другой странице в меню. Овощи и фрукты продаются в Калифорнии круглый год в огромном количестве и разнообразии. Практически каждый продукт доступен в варианте Organic, т.е. при его производстве не использовались синтетические удобрения, антибиотики и гормоны. Стоить такие продукты будут дороже, но на душе как-то спокойнее. Более того, обеспокоенность «натуральностью» продуктов стимулирует больше готовить самому и с нуля – особенно десерты.
![]() |
4 вида баклажанов. Даже понятно почему они называются eggplants - вторые слева по форме и размеру правда напоминают яйца |
6. Фрукты и овощи – это отдельная тема. Калифорния – регион сельскохозяйственный, можно сказать «сад и огород» Америки. Очень популярна тема local farming – местного фермерства. Все, что local преподносится как продукт наивысшего качества и наибольшей ценности. Есть сервисы, которые привозят своим клиентам на заказ корзинку органических овощей и фруктов с местной фермы. Но и без этого в местных магазинах овощей-фруктов-ягод-орехов-зелени хватает, в том числе за счет экспорта из Мексики. В большинстве своем фрукты-овощи свежие и вкусные. Попадаются, конечно, и не очень вкусные, и совсем безвкусные (например, персик в феврале или некоторые виды помидоров), и откровенные разочарования. Но в целом фруктам и овощам ставлю твердую пятерочку.
7. В Америке пьют чай! В основном из пакетиков, но купить хороший листовой чай тоже не проблема. Китайские чайные магазинчики предлагают огромный выбор, правда стоит он недешево. Очень популярен японский порошковый чай маття – в японских ресторанчиках он стоит копейки и доливают его без дополнительной платы, а в кофейнях с ним делают латте.
8. Самая популярная и самая любимая еда американцев – это бесспорно бургер.![]() |
Один из самых популярных фаст-фудов In-N-Out Burger. |
Подают их не только в фаст-фудах, но и в большинстве кафе и ресторанов. Бургер редко одинок на тарелке, имеет множество вариаций и может даже сойти за здоровую пищу. В качестве side dish - блюда которое идет к основному по умолчанию и без дополнительной платы - зачастую идет картошка фри, но попадается и опция с салатом. Иногда в кафе бургер приносят в «разложенном» виде, и ты сам решаешь, что тебе в него класть или не класть, или же при заказе можно озвучить свои пожелания – поменьше лука, более прожаренную котлету и т.п. Попадаются на глаза иногда удивительные виды бургеров – например, с четырьмя котлетами или с забавным названием типа «Беконатор» (потому что с беконом) и «Сын Беконатора» - его уменьшенная версия. Популярность бургера легко понять. Стоит недорого, и является далеко не самой худшей комбинацией продуктов и вкусов.
9. Фаст-фудов в Америке гораздо больше, чем мы можем себе представить, и McDonalds является одним из самых нелюбимых (не очень вкусно и не очень чисто). Среди ресторанов преобладают заведения мексиканской кухни и стран Азии – китайские, японские, тайские, вьетнамские, индийские. Европейские тоже есть, но не в таком количестве. В общем же, опыт еды не дома показывает, что питаться все-таки лучше дома. При всем богатстве кулинарного и ценового выбора, еда может оказаться не очень вкусной и здоровой, а цена – неоправданно высокой. Хорошему ресторанчику радуешься, как очень ценной находке и бережешь его для особых случаев.
Не скажу, что переход на американские продукты прошел гладко и безболезненно. Методом проб и ошибок, целенаправленного поиска, мучительного выбора, преодолевая неожиданные реакции организма и все больше воспитывая в себе умеренность и разумное отношение к еде, мы пришли к довольно вкусному, разнообразному и здоровому рациону.
В конечном итоге, каждый сам выбирает, что класть себе на тарелку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий